Надежда появилась. Реформа пенсионного фонда может решить накопившиеся проблемы

Как мы писали ранее, пенсионный фонд России (ПФР) ожидает реформа. Именно с этим связаны недавние перестановки в системе. А, именно, уход с поста главы ПФР Максима Топилина и назначение Андрея Кигима.

Как мы уже упоминали, грядет объединение трех социальных фондов (ПФР, фонд социального страхования, фонд ОМС) в один. Его общий объем составит 13 трлн. рублей в год. Деньги колоссальные.

В настоящем материале постараемся дать ответ на вопрос, может ли грядущая реформа решить те проблемы, с которыми постоянно сталкивается пенсионная система

Сразу отметим, что в отличие от предыдущего материала, здесь не будет представлена никакая так называемая «инсайдерская» информация. Все то, о чем речь пойдет ниже, является сугубо нашим предположением.

Для начала определимся с главным тезисом. Он состоит в том, что пенсионная система должна выполнять не только функцию обеспечения социальных выплат по старости. Она также является источников длинных и дешевых денег для развития экономики. Во всяком случае, именно так обстоит дело в передовых странах.

К сожалению, в России без серьезной реформы всей пенсионной системы, а не только ПФР, подобное невозможно. По той причине, что у нас отсутствует накопительная система, а текущие выплаты идут за счет работающих граждан.

Накопившийся клубок проблем не позволяет в одночасье изменить всю пенсионную систему. В этом случае бюджет ожидает коллапс, ведь источников текущих выплат не будет.
При этом, логика государственного капитализма, курс на который взяло правительство Мишустина-Белоусова, определяет необходимость скорейшей корректировки этого момента и, если не полный переход к накопительной системе, то, хотя бы, частичный.

Андрей Белоусов постоянно ставит на первое место необходимость кратного увеличения инвестиций в реальный сектор экономики. Этой темы он касается в каждом своем выступлении.

Ярким примером служит запуска механизма СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений). Всего до 2024 года планируется подписать соглашений на общую сумму инвестиций в 14 трлн. рублей.

Однако, если говорить о новом объединенном фонде, то только годовой его бюджет будет равен 13 трлн. рублей. Разумеется, с каждым годом эта цифра будет только увеличиваться.

На наш взгляд, грядущая реформа ПФР станет первым шагом к изменениям во всей пенсионной системе. Объединение пенсионного фонда с фондами социального страхования и ОМС позволит смягчить переход к накопительной системе.

Разумеется, полного перехода не будет. Достаточно начать c нескольких процентов. Так, сейчас с зарплат отчисляется 22% в ПФР, 5.1% в фонд ОМС и 2.9% в Фонд социального страхования. Итого 30%.

Предположим, из этой цифры 5% с постепенным повышением перейдет в накопительную часть. В этом случае она составит примерно 400 млрд. рублей в год. Деньги весьма серьезные. Их можно инвестировать в долгосрочные проекты с гарантированной доходность и возвратом средств. А таких в России много.

Ярким примером является транспортная инфраструктура. Вложения в авто и железные дороги на срок 15-20 лет гарантируют возврат средств с неплохой накопленной доходностью. Можно ошибиться в конкретных срок окупаемости проекта. Например, предусмотреть на бумаге 12 лет, в то время, как реальная окупаемость составит 18 лет. Но в случае с длинными деньгами это не так важно.

В общем и целом, будем смотреть, станет ли грядущая реформа ПФР предпосылкой к кардинальным изменениям в пенсионной системе. По крайней мере, хотелось бы в это верить.

Не забудьте поделиться этой статьей со своими друзьями!

Leave a Reply